Автор рецензии: Никита Зайцев
В этом мире жить невозможно, но больше негде.
Джек Керуак
Бродяги Дхармы
Несколько месяцев назад вышла статья с моей рецензией на книгу «Бродяги Дхармы» Керуака. После моя хорошая знакомая спросила, знаю ли я роман «Над пропастью во ржи» за авторством Джерома Сэлинджера? Пишу: «Слышал, но не читал». Так мне был порекомендован роман, оставивший после себя двоякие чувства.
Главная книга
За свой творческий путь Сэлинджер напишет не так уж и много произведений, но среди них будет «Над пропастью во ржи» – роман, сочинённый в 1951 году и обеспечивший автору мировую популярность. В нём показана боязнь взросления, а также отказ от установок американского общества того времени.
Неоднозначное знакомство
Повествование ведётся от лица главного героя, шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Он, находясь на лечении в клинике, решает поделиться с нами событиями, произошедшими в прошлом году за несколько дней до Рождества. Так, почти сразу мы узнаем, что юношу отчислили из школы. Холдена выгоняют далеко не впервые: он не видит смысла в обучении, не понимает, как могут пригодиться получаемые знания в дальнейшем. «Ага, – думаю, – герой не такой как все, бывает». В дальнейшем я всё больше понимал, что читаю книгу про человека, сильно далёкого от остальных людей. Об этом поподробнее.
Можно было сказать, что Холден не хочет учиться как и любой другой шестнадцатилетний разгильдяй, но с ним не всё так просто. Как писал выше, Колфилд не видит смысла в учёбе, но также он не желает после школы связывать свою жизнь с постоянной работой. Юноша видит в этом тошнотворную рутину, из-за которой невозможно чувствовать себя счастливым. Также Колфилд на протяжении всего романа делится с нами отношением к действительности американского общества. Герой презирает привычный уклад жизни. Это в романе и вызвало у меня двоякие чувства.
С одной стороны некоторые обличения Колфилда верны и точны. Юноша видит, что общество не справедливо: в нём процветают человеческие слабости и пороки в виде зависти, притворства, гордыни, похоти, мелочности и т.д. Даже в той последней школе, из которой выгнали Холдена, всё делалось напоказ (из-за этого юноша не хотел там оставаться). Например, по субботам им давали бифштексы, чтобы, когда в воскресенье родители приедут к своим детям и спросят, что они ели, ребята ответят – бифштекс. Всё бы хорошо, но, как говорит герой, на вкус они были словно жёсткие подмётки.
С другой стороны во всей книге я отчётливо вижу, что Колфилд – максималистичный человек, только выходящий из подросткового понимания жизни. Для него есть только чёрная и белая комнаты, без разделяющего их серого коридора. Например, в баре отеля Холден знакомится с компанией женщин. Опущу детали внутреннего монолога Колфилда по поводу их внешности и головных уборов и перейду к сути. Подружки рассказали ему, что завтра хотят попасть на киносеанс, где могут оказаться симпатичные актёры. После этого юноше «так скверно становится на душе, просто вынести невозможно». Где-то на этом моменте я начал всё меньше испытывать симпатию к герою. Искренне не понимаю, почему ему кажется странным, что компания подружек, выбравшись из своего одинакового распорядка дня, решили посетить популярное заведение, чтобы весело провести время, а по возможности и познакомиться с каким-нибудь актёром? Герой также делает акцент на их старомодные шляпки, выдающие провинциальность, что по неизвестным для меня причинам тоже нехорошо.
Потом Холден, гуляя со своей подругой, внезапно предлагает ей следующее:
Слушай! – говорю. – Вот какая у меня мысль. Хочешь удрать отсюда ко всем чертям? Вот что я придумал. У меня есть один знакомый в Гринич-Вилледж, я у него могу взять машину недельки на две. Он учился в нашей школе и до сих пор должен мне десять долларов. Мы можем сделать вот что. Завтра утром мы можем поехать в Массачусетс, в Вермонт, объездить там всякие места. Красиво там до черта, понимаешь? Удивительно красиво! – Чем больше я говорил, тем больше я волновался. Я даже наклонился и схватил Салли за руку, идиот проклятый! – Нет, кроме шуток! – говорю. – У меня есть около ста восьмидесяти долларов на книжке. Завтра утром, как только откроют банк, я их возьму, а потом можно поехать и взять машину у этого парня. Кроме шуток. Будем жить в туристских лагерях и во всяких таких местах, пока деньги не кончатся. А когда кончатся, я могу достать работу, будем жить где-нибудь у ручья, а потом когда-нибудь мы с тобой поженимся, все как надо. Я сам буду рубить для нас дрова зимой. Честное слово, нам так будет хорошо, так весело! Ну как? Ты поедешь? Поедешь со мной? Поедешь, да?
Романтично? Безусловно! Даже слегка навеяло атмосферу «Бродяг Дхармы», но есть пара моментов:
Во-первых, Холден и его подруга ещё несовершеннолетние. Герой подумал, что будет с родителями при их внезапном исчезновении? Ему не кажется, что это жестоко?
Во-вторых, юноша без образования. На какую работу он хочет устроится, чтобы содержать дом, подругу?
В-третьих, весело жить вдвоём в глуши? Точно ли этим можно заинтересовать городскую девчонку?
Читатели, не знаю, как у вас, а у меня сложилось видение инфантильного юноши, который в свои шестнадцать лет успел «устать» от общества, хоть потом и говорит, что без социума (не цитата, но где-то рядом) человеку трудно.
Но есть одно но
Герой романа – не тот персонаж, которого я буду вспоминать при разговорах или внутренних монологах. Мы с ним разные. Это не тот человек, которым могу вдохновиться (я больше из тех, кто считает крутыми Вито Корлеоне и Мартина Идена), но есть в нём особенность, из-за которой хочется сказать: «А ведь хороший парень!» – доброе сердце. Этим светлым чувством Колфилд готов делиться с детьми, подтверждение чему будет встречаться в различных частях произведения. Юноша считает, что их души не заразились «общественными ценностями», что их можно оградить от этого. В разговоре со своей сестрой (одна из сильных частей романа) он говорит, что хочет лишь стоять над пропастью и ловить детей, что могут упасть, заигравшись на ржаном поле, находящимся неподалёку. Это откровение даёт понимание желаний Холдена. Он лишь хочет быть стражем, который стережёт мальчишек и девчонок, играющих в девственном поле. Он не хочет допустить их падения во взрослую жизнь и готов быть начеку целую вечность.
Пока, мистер Колфилд!
«Над пропастью во ржи» стало интересным знакомством с Сэлинджером. Да, главный герой заставлял недоумевать и раздражаться, ближе к концу чтение книги так вообще не доставляло интереса, но предпоследняя глава затронула личное, что смягчило восприятие романа. С Холденом я во многом не согласен, но, считаю, что мы просто разные. Это был интересный паренёк из другого мира. Роман рекомендую к прочтению!
С уважением, Зайцев