Разбор сериала “Ход Королевы”

 

Я люблю «стильные» фильмы. Такие, чтобы глаз радовала не только операторская работа, хороший цветокор, но еще и внутреннее наполнение сцен, как, например, одежда, интерьер и тому подобное.

А ещё я очень люблю эпоху 60х. С её размахом, музыкой, яркими тонами и конечно же флёром свободы, который ощущался тогда буквально в воздухе.

Ну и, наконец, я люблю умных женщин, и фильмы про них обожаю, за исключением случаев, к сожалению, участившихся, когда феминистская «повесточка» начинает перевешивать здравый смысл. Я не вижу ничего плохого в картине о сильной, независимой и умной женщине, но только если мне не пытаются пропихнуть это в качестве основного посыла фильма.  Случилось ли подобное с «Ходом Королевы»? Была ли когда-то женщина, ставшая прототипом главной героини или всё это выдумки сценаристов? Давайте разбираться.

I. Сюжет. «Шахматный дебют».

Сериал базируется на одноименном романе Уолтера Тевиса, который написал его в 1983 году, за год до смерти. Тэвис и сам увлекался шахматами, а также консультировался с известными шахматистами во время работы над романом.

Собственно, сюжет повествует о том, как яркая девчушка-вундеркинд Элизабет Хармон с цепким пронзительным взглядом, начав играть в шахматы в подвале детского дома, постепенно идет к вершине шахматной карьеры, схлестываясь с сильнейшими международными гроссмейстерами. Это классическая история о становлении талантливой личности, проверенная тысячами кинокартин и книг. Однако, на фоне всего этого мы наблюдаем историю гораздо более глубокую. Восхождение к карьерным высотам, становление гроссмейстером становится лишь фоном рассказа о жизни и переживаниях девушки, оставшейся совсем одной в этом мире, фоном рассказа о дружбе и сплоченности, о трагедии, о зависимости и о попытках найти себя. «Мне нравятся шахматы. Там есть контроль и в проигрыше виноват только ты сам» – говорит Бет.

Актриса Аня Тейлор-Джой, обладая по истине необычной и привлекательной внешностью, отлично сумела войти в роль, перевоплотившись в неординарную личность, с её «загруженностью», отстраненностью и одержимостью шахматами. Вообще, атмосфера, создаваемая сериалом, удивительным образом передает эту одержимость и зрителю, заставляя проявить интерес к шахматной культуре, и безусловно к самой игре. Это не обошло стороной и вашу покорную слугу, поэтому, если у вас дома есть шахматы, будьте готовы отряхнуть с них пыль после просмотра сериала.

Я бы рекомендовала по возможности как можно кучнее посмотреть все серии, ибо многое в сериале завязано на атмосфере, и если смотреть эпизоды без большого перерыва, картина выглядит целостнее.

Помимо сюжета, хочу отметить саундтрек, задающий лейтмотив всему сериалу, он отличный, а также операторскую и режиссерскую работу. Всё выглядит целостно, и способствует погружению в историю.

 

II. Прототип. «Королева или все-таки…король?»

 

Существует мнение, что прототипом главной героини частично послужил вундеркинд Бобби Фишер. И правда, Фишер был одержим шахматами, с ранних лет он привлекал внимание неординарными способностями в игре и славился экстравагантным поведением, а после очередного выигрыша в чемпионате мира по шахматам в 1976 году и вовсе закончил карьеру и стал затворником.

Бобби Фишер

 

Неужели красивая история о девушке-чемпионке не могла бы произойти, раз уж прототип у нас мужчина? Отнюдь. В мире достаточно женщин гроссмейстеров, есть в том числе и такие, которые действительно с удивительной легкостью обыгрывали мужчин. Например, есть женщина супер-гроссмейстер, входящая в число 10 лучших игроков мира – Юдит Полгар. Эта уроженка Венгрии считается сильнейшей шахматисткой всех времен, и вот она-то как раз играла на мужских турнирах и выигрывала.

Юдит Полгар

 

Скорее всего, мы имеем прототипом всё-таки сборный образ, однако, возможно ли было в 60-х женщине так легко пробиться в такой «мужской» игре как шахматы?

Оказывается, вполне. Примеры тому – такие шахматистки как Вера Менчик, в 1927 году выигравшая первый чемпионат мира по шахматам среди женщин, а уже в 1929 году начавшая выступать и на мужских турнирах. Помимо неё в мужских турнирах участвовали Людмила Руденко (в 1928 г. и далее), Нона Гаприндашвили (в 1963 г. и далее), Майя Чибурданидзе и другие именитые шахматистки.

Вера Менчик

 

Людмила Руденко

 

Нона Гаприндашвили

 

Майя Чибурданидзе

 

По сей день не утихают дискуссии на тему того, кто же в шахматах лучше. Некоторые исследователи этого вопроса считают, что женщины-игроки, в большинстве своем, хороши лишь в борьбе меж собой, а в мужских турнирах показывают более слабые результаты, однако последнее время, благодаря статистическим данным выяснилось, что такое впечатление складывается скорее из-за того, что игроков женского пола банально меньше и в женские шахматы просто вкладывается меньше финансирования.

Таким образом, можно предположить, что появись в 60-х годах шахматистка уровня Элизабет Хармон, обладающая феноменальной памятью и математическим мышлением, история развивалась бы по похожему сценарию.

 

III. Феминизм. «Переходим в эндшпиль».

 

Можно было бы обвинить «Ход королевы» в феминистических замашках, но хорошенько подумав и проанализировав большой объем информации в ходе написания этой статьи, я пришла к выводу, что ничего, что свидетельствовало бы о «повесточке», в сериале нет. Ну, посудите сами. Сильные женщины в шахматах были ни одно десятилетие, а рассказ о жизни Бэт Хармон «вне» шахмат не особо выбивается из нравов и веяний того времени.

Моё мнение – это просто удачный рассказ о жизни выдающегося человека, основанный на книге, написанной в далеких 80х и стильно и аккуратно снятый.

Хотя, уверена, что эта картина ещё нескоро перестанет вызывать бурные обсуждения, в том числе и в шахматной среде. Я лишь надеюсь, что у нас с вами появится гораздо больше подобных сериалов и фильмов, которые будут побуждать нас делать что-то хорошее, например, играть в старые добрые шахматы.