Рецензия на сборник рассказов Говарда Лавкрафта (ЧАСТЬ 2)

Ознакомиться с первой частью статьи можно здесь: https://madcanon.ru/?p=11018

Автор рецензии: Никита Зайцев

После «Ужаса Данвича» следует рассказ «Праздник», написанный в 1923 году. По сюжету главный герой, безымянный повествующий, направляется в город Кингспорт, дабы принять участие в неком мистическом ритуале. Каждую сотню лет, в дни Рождества, многовековой народ, к которому принадлежит рассказчик, совершает мистический обряд. Герой воодушевлен идеей участия, рад, что совсем скоро исполнит завет предков. Дойдя до Кингспорта он удивлённо осматривает безлюдные улицы ветхого городишки. Странно: в других местах на праздничные дни жители непременно гуляют, но здесь ни души. Всё окутано тёмной пеленой ночи. Герой занервничал, но, решив, что жители Кингспорта заняты молитвой, двинулся по улицам в сторону нужного дома. Оказавшись у двери он стучится. После напряжённой тишины дверь открывает немой старик. Улыбаясь, он жестом поприветствовал героя и пригласил в дом. Рассказчик всё больше ощущает подступающий страх: мало того, что до открытия двери не было слышно приближающихся шагов, так и уже внутри помещения чувствовалась гнетущая атмосфера. Несмотря на зажжённый камин, в воздухе летал запах сырости. Также, глядя на добродушного старика, герой всё больше убеждался в том, что лицо его выглядит неестественно. Неподвижные зрачки, белая восковая кожа кричали – это не лицо, а дьявольская маска. Так или иначе, но герой пойдёт с этим стариком в указанный час в церковь, дабы совершить обряд вместе с другими жителями города. Он вместе с сородичами спустится в подвал, ведущий туда, где затаилась древняя мистическая сила.

Следующим идёт рассказ «Тварь на пороге», написанный в 1933 году. По сюжету рассказчик Дэниел Аптон сообщает нам об ужасном поступке. Ему пришлось убить своего друга, мужчину средних лет, Эдварда Дерби. Не стоит делать однозначных выводов сразу, история сложнее, чем может показаться. До этого времени Эдвард познакомился с Асенат – студенткой Мискатонского университета, происходившей из древнего рода Уэйтов, что обосновались в мистическом Инсмуте. Отец её был колдуном. Когда он умер, Эдвард начал замечать, что Асенат постепенно стала походить на своего отца. Выяснится, что смерть была ложной и колдун переместился в тело своей дочери, но лишь на время, ибо его главная цель – тело Дерби. Узнав об этом, Эдвард ищет помощи у Дэниела. Сначала мужчина не верит своему другу, но потом произойдёт момент, после которого Дэниел Аптон будет сожалеть о своём поступке.

После прочтения данного рассказа могу назвать его лучшим для себя в сборнике. «Тварь на пороге» – история о дружбе, ради которой пришлось пойти на преступление. Финальные страницы так и вовсе тронули, заставили оценить всё то горе, что свалилось на героев книги с приходом Асенат. Говард Лавкрафт, пять баллов!

Вновь воодушевившись приступил к повести «Шепчущий из тьмы», завершающей данный сборник. Произведение было написано в 1930 году. Действие происходит в штате Вермонт. Местные жители, как они считают, живут рядом с неизвестными существами из космоса, напоминающими крабов. Главный герой, Алберт Уилмарт, не веря в эти мистические байки, пытается оспаривать их в газетах. Так, через некоторое время ему приходит письмо от Генри Экли – пожилого жителя Вермонта, имеющего фермерский семейный дом в этих краях. Мужчина является учёным и хочет доказать Уилмарту, что таинственные существа – не выдумки. Позже в другом письме он рассказывает откуда они и зачем прилетели к нам на землю. Также старый учёный пишет, что пришельцы стараются не привлекать к себе внимание и они не любят, когда люди начинают следить за ними. Переписка выльется в будоражащее ум расследование, в ходе которого со стариком Экли произойдут страшные, открывающие дверь в другое пространство, события.

Вот и подошёл к концу сборник рассказов американского писателя прошлого века Говарда Лавкрафта. Богатая палитра эмоций осталась после прочтения: это и разочарование от «Зова Ктулху», и нарастающий интерес ко «Мгле над Инсмутом», и грустный вздох от «Твари на пороге». Были и короткие рассказы, такие как «Дагон» и «Праздник», после которых я получил больше вопросов, чем ответов. «Ужас Данвича» увлёк тайной своего кошмара, а «Шепчущий из тьмы» – прекрасным сюжетом с шокирующим финалом.

В целом, назову знакомство удачным, а будущим читателям могу пожелать лишь одно – читайте и помните: стены реальности непрочны.

С уважением, Зайцев