Автор рецензии: Никита Зайцев
Одно дело — преследовать нечто безымянное, но совсем другое — найти его
Говард Лавкрафт
Данвичский кошмар
Летом должон был отправиться в годовое «приключение». Развлекать там меня обязал книги, закупленные заранее. Так получилось, рейс задерживается, а потому можно разворошить запасы. Например, погрузиться в очередной сборник писателя Лавкрафта.
Проверенный кошмар
Названный творец в списках значился неслучайно. С собой подбирал писателей, успевших заиметь кредит большой симпатии (но, например, затесался также относительно неизвестный мне Кнут Гамсун). Таким является американец Говард Лавкрафт. Он для меня – добротный ремесленник историй, что оплетают ужасом столкновения хрупкого человеческого разума с недосягаемыми тайнами мироздания и теми, кто их бережёт.
С каждым разом поиск сборников усложняется. Читывал Говарда изрядно и был рад купить книгу, в которой все рассказы кроме одного прежде не встречал. Итак, сегодня на разборе сборник «Иные боги» – собрание сочинений американского писателя прошлого века Говарда Лавкрафта о соприкосновении людей с открытиями, таящими очарование и ужас космических глубин
Кошки, немцы и большая прогулка
Прежде чем пнём лодку в щупальца циклопического кошмара, нужно похвалить книгу, а точнее составителей. Сборник от первого и до завершающего сочинения скреплен сюжетными моментами. Факты, места, персонажи переходят из одного произведения в другое, благодаря чему не только истории выглядят полнее, но и упрочняется погружение в происходящее. А было вот что.
В мире, куда простой человек заглянет по ошибке или упорству, есть городок, что раскинулся за рекой Скай. Местные власти издали закон. Необычный. По нему воспрещается убийство кошек. Забредшие путники удивятся, узнав об указе, составленном, видимо, из соображений гуманности. Но не простая симпатия к кошкам побудила установить закон, а жуткий случай; нехорошо зазря губить живое существо и чревато трогать тех, чей род начался задолго до Сфинкса.
Рассказик небольшой, но объёмный. Лавкрафт, как обычно, открыв одну штору для показа истории, оставляет нетронутой другую, где сокрыто то, что лишь тенью висит над сюжетом.
А вот так проходило моё чтение:
1:15
Начал читать Лавкрафта. Первая история в сборнике: «Кошки Ултара». Говорится, что коты древнее мифического сфинкса и видели многое. Тут неожиданно открывается дверь. Выходит наша кошка. Дверь была закрыта до щелчка.
В следующей истории на берег вынесло бутылку. В ней неизвестный оставил свёртки бумаги. Выясняется, предсмертные записки принадлежат капитану подводного судна, бороздившего океан в Первую мировую войну.
Немало странного обрушилось на немецкого командира, но несгибаемая воля помогала мужчине стоически держать удар. Даже если с экипажем началось безумие, а откуда-то из глубины послышались звуки, которых не может быть на дне морском.
Произведение называется «Храм». За счёт хара́ктерного главного героя рассказ понравился больше прочих в сборнике. Капитан подлодки карикатурен и преувеличен, что создаёт забаву. Эта особенность интересно контрастирует с событиями, встреченными по сюжету. Кстати, мне было вдвойне веселее читать, представляя командора в образе Барона фон Швальцкопфа XII – самоуверенного германца в погонах из былой юмористической телепередачи «Каламбур».
Остальные пять рассказов объединю здесь. Как сказал, сборник создаёт впечатление полной истории. Четыре начальных сочинения, два из которых уже затронул, подводят к трём завершающим. Например, в «Иных богах» не только увидим, почему нельзя открывать сокрытое, но и встретим «крючок», который ещё напомнит о себе. «Модель Пикмана», бывшая ранее в разборе сборника «Хребты безумия», это не только один из лучших рассказов писателя, пробравший до мурашек, но и очередная «зацепка» к будущему приключению: кто знал, что знакомство с художником сомнительных работ окажется полезным в такой ситуации, которую и представить немыслимо.
Вот подошли к трём завершающим историям. Связаны они одним героем. Рэндольф Картер совершит большое путешествие в Страну снов.
Иной мир не ждал его. Путешественнику предстоит многое преодолеть на пути к желаемому. Встретятся знакомые коты Ултара, жители ненашего мира, предстанут взгляду мифические пейзажи, гигантские здания с теми, чей покой не стоит нарушать. Будут слышны боги и голос, доносящийся из самого космоса. Но перед этим нужно отыскать особенный ключ. Благодаря ему Рэндольф Картер отправится в опасную, но такую желанную прогулку по дивному Иному миру.
Говард Лавкрафт стабильно порадовал. Прочитанный сборник увлекателен от начала до конца, хоть и заключительный рассказ «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» настолько полон событиями, местами, существами и прочим, что приходится убирать книгу в сторону: настолько забористо и вместе с тем любопытно; читаешь и ждёшь, какой ещё выверт приготовил писатель. Каждый раз «всё чудесатее и чудесатее!».
Рекомендую.
С уважением, Зайцев